Moscow Urban Forum

Был в Москве на Международном урбанистическом форуме, посвященном смыслам города. Я был приглашен на него для участия в круглом столе. Не только я. Также был приглашен Новичков. Мы с ним выступали на разных круглых столах. Надо сказать, что Пермь на этом форуме была представлена очень активно: были представители нашего филиала Высшей школы экономики, Центра дизайна, городской администрации… Приглашен был на форум мэр  города Игорь Сапко.
Выступали в основном московские чиновники, пермяки и очень много иностранных экспертов. Другие регионы присутствовали как интересанты. Связано это было с тем, что мы продвинулись в планировании города, в идеологии развития городской среды.
Последнее время я много выступал в разных городах. Например, в Берлине мы представляли Пермский край и нашу культурную политику. В Самаре я рассказывал то, что мы делаем в Перми. На туристическом форуме в Казани говорил опять же о нашей культурной политике и программах по развитию туризма. Что касается Москвы, то я сначала даже  не понимал свою задачу.
Городская жизнь в Москве  давно превратилась в коллапс и ужас. Жить в Москве сложно. Этот город давно существует не для человека. В Москве есть возможность делать огромные деньги, запускать невероятные финансовые процессы, но просто человеку в Москве неуютно и неудобно. Что Москва хотела от этого форума?
Скажу сразу, форум меня удивил и даже потряс. Москва (и это, скорее всего, связано с новым мэром, но не только с ним) впервые не выглядела высокомерной. Впервые город Москва захотел узнать, что он такое есть, в чем его привлекательность. Да, конечно, мэр еще вещал в духе старых амбиций про то, что Москва – это великий город, сильный, большой… Но при этом в его речи все время сквозило, что у Москвы нет бренда, что бренд «Москва» отрицательный, что городу не хватает инноваций, что надо развиваться, что нет понимания, куда развиваться и как. А те мысли по поводу будущего Москвы, которые москвичи пытались транслировать,  никоим образом не были связаны ни с европейским, ни с восточным (китайским) развитием городов. Пусть это явные противоположности, но каждый из путей уже имеет свой план, стратегию, опыт.
И я понял на форуме следующее: Москва вышла сегодня на процессы, которые мы запустили в Перми три года назад. Три года назад (даже больше) мы поставили вопрос: какими должны быть ключи к развитию города? Мы искали тогда свой бренд. Нашли его через год, в 2009, когда объявили Пермь культурной столицей. И это стало мощным ресурсом для развития города. Понятие «культурная столица» в применении к Перми раздвинуло наши рамки, началось формирование движения города вперед.
Найти свой бренд очень сложно. Иногда кажется, что его можно просчитать: собрать специалистов, и они по какой-то чудо-схеме или, исходя из опыта других городов и опираясь на корневую систему этого города, предложат оригинальную имиджевую историю. Так, наверное, подходить правильно. Но это не всегда срабатывает. Найти работающий на успех города бренд — это все равно, что сочинить гениальный роман. А для создания настоящего шедевра еще должны сойтись и звезды.
И вот Москва задумалась о своем имидже. В столице назначен новый руководитель департамента культуры. Я познакомился с ним. Его зовут Сергей Капков. Мы выступали на одной сессии. Впервые за пределами Перми я услышал от чиновника высокого ранга, который отвечает за культуру, понятные слова про культуру. Сергей Капков говорил о культуре как инструменте развития. Неожиданно для себя я нашел в Москве реальных коллег-партнеров, которые думают в ту же сторону, что и мы. Это порадовало.
На пленарном заседании выступал Сергей Собянин, потом — Эльвира Набиуллина, министр экономического развития, и Герман Греф, глава Сбербанка. Оба выступления были блистательны, особенно выступление Германа Грефа. И было впечатление, что и с Набиуллиной и с Грефом мы находимся на  одном идеологическом поле.
Набиуллина говорила о том, что одна из главных задач современности – развитие городов, особенно крупных. Мировой опыт показывает: энергия, средства, ресурсы скапливаются в больших мегаполисах. Большой города становится серьезным инструментом развития. И случилось это в эпоху, когда из мегаполисов ушла промышленность. Urban Forum эту старую для всего мира истину зафиксировал. Как страна мы наконец осознали, что живем в постиндустриальный период. На этом фоне Набиуллиной была произнесена мысль, что в обозримом будущем 15 – 20 млн. населения уйдут  из средних и малых городов в большие. Я приблизительно цитирую ее слова.  И битва в городах идет «за человека».
Любопытны результаты голосования, что прошло на форуме. Зал попросили ответить на вопрос: что является самым главным ресурсом в развитии города? Среди ответов — человек, инвестор, турист и прочее. Первое место в голосовании занял инвестор. Эльвира Набиуллина с залом не согласилась, как, собственно, и я. Главный ресурс в развитии города – человек.  Человек и есть инвестор. В город приходит человек, потому что там есть для него условия, работа, возможность жизни, бизнеса…   Человек приносит в город свой ресурс, свои деньги… Вместе с налогами, которые человек платит в бюджет, он есть главное богатство своего города. Те города, которые привлекут на свою территорию много людей, и выиграют в конкурентной борьбе за выживание. Дальше госпожа Набиуллина сказала, что необходима федеральная политика опережающего развития крупных городов.
Замечу. Пермь как город находится где-то посередине между сильными городами и слабыми. Мы уже не относимся к городам — миллионникам, хотя нас к ним по привычке еще причисляют. Что дальше? Дальше мы либо падаем в разряд городов исчезающих  и становимся совсем никому не интересными, либо снова завоевываем статус  города-миллионника, получаем с этим дополнительные федеральные ресурсы, особенно на инфраструктуру, в том числе, на метро…
Блестяще выступил на форуме Герман Греф, в духе нашей идеологии.  Правда, он заявил, что ни один город в России не имеет бренда. Зато сказал, что только два  российских города (Казань и Пермь) имеют современный генплан, показав в качестве примера  картинку из нашего мастер-плана. Не соглашусь с Грефом  про отсутствие городов с брендом. Пермь – пример крутого брендирования. И пермский бренд работает, нам понятно, как его продвигать. Есть в России и другие брендовые города, масштабом поменьше. Например, Устюг –  родина Деда Мороза.
Интересный доклад на этой же пленарке был сделан Яном Гейлом. Это известный датский архитектор, теоретик и практик  городского  развития.  Гейл занимался пространством Копенгагена, осуществил много проектов по всему миру.  В первую очередь Гейл  обращает внимание на проблемы, связанные с  автомобилями. С его участием Копенгаген начал бороться с машинами, которые вытеснили людей, захватив все пространство города.
У нас та же история. Да, Россия — страна позднего развития.  Свободный  доступ к автомобилям у россиян появился лишь последние 20 лет. Но и 20 лет – это достаточный срок, чтобы возненавидеть плохо организованное пространство с автомобилями, которые могут стоять где угодно, ездить как угодно, а пешеходы вынуждены ютиться и жаться к обочинам.
Копенгаген смог преодолеть это. Улицы Копенгагена придуманы  замечательно, в городе много публичных пространств, очень много пешеходных улиц… Автомобилям в самом городе места нет, они вытеснены за пределы городского центра. На периферии для них построены специальные парковки. Въехать на автомобиле в центр  города – это достаточно дорогое удовольствие. Не каждый может себе его позволить.
Копенгаген стал первым городом, где исследовано, как люди используют город. Если 30 лет назад люди находились на улице не более трех месяцев, то сейчас они проводят вне дома 10 месяцев. И это северный город! А на велосипедах в Копенгагене ездят все, включая правительство. Может, велосипедистами стали и не 100 % населения, но очень многие. На велосипедах в Копенгагене ездят даже зимой!
Думаю, что шаг за шагом Перми надо решать свои транспортные проблемы. Пока в этом направлении все идем слишком вяло. Мы плохо понимаем, как нам сей вопрос отрегулировать. Полагаю, что муниципалитет должен отобрать у ГИБДД право на организацию парковок. Хорошо бы  сделать при администрации города службу, которая бы серьезно занималась  в Перми жизнью автомобилей, думала о том, как лучше организовать парковки, сколько их надо,  где их надо… Трудная задача сделать так, чтобы меньше автомобилей было в центре города. Но механизмы для ее решения есть.
Например, отношение к транспорту в Париже. Во Франции есть министр по делам Большого Парижа. «Большой Париж» —   градостроительный  проект. И у него – министр.
Министр и архитектор Большого Парижа были на урбанистическом форуме. С главным архитектором я познакомился. Надеюсь, что наше общение с ним продолжится. Большой Париж занимается модернизацией старого метро и собирается строить в Париже новое метро, совсем в другой идеологии. Так вот… В транспортную инфраструктуру  города власти Парижа собираются вложить до 2025 года 25 миллиардов евро. Это для французов понятные и нужные вложения.
Мы тоже должны понять важность транспортной инфраструктуры для Перми:  закончить разработку нашей транспортной истории (она уже есть в мастер-плане), провести ее публичное обсуждение  и начать воплощать идеи  в жизнь.
Есть чему  поучиться.у Баготы.  Багота —  столица республики Колумбия. За последние несколько лет Багота  сумела ликвидировать все парковочные места в центре города и круто модернизировала  городскую среду.
На круглом столе, где я выступал, а он был связан и  с брендом,  и с развитием самого городского пространства, собралось  много людей, которые занимаются этими вопросами в Европе. С представителем Барселоны мы даже обменялись визитками.  Он уверил меня, что много слышал о Перми, и хотел бы предложить нам для изучения опыт Барселоны.  Надо сказать, что Барселона преуспела как раз в создании того имиджа, что интересует нас. Сегодня Барселона позиционирует себя  как город  событий, как город праздника.
В середине же прошлого? века она была не слишком известным городком. Восхождение началось с Барселонской олимпиады в 1980-е годы. После Олимпийских игр барселонцы продолжили событийный ряд, связанный с большим наплывом спортивных болельщиков, и сделали сутью своего города постоянное праздничное напряжение: у них в городе каждый день до 300 мероприятий. Каждый день в году!   Так Барселона стала перманентным центром притяжения для тысяч и тысяч туристов. Понятно, что в Барселоне  море, побережье, Гауди…   Но даже Гауди, хоть это и мощный ресурс, заработал в полную силу  на славу города только после того, как город раскрутили событиями.
Направлений для развития города тьма. В градостроительном лексиконе есть даже  такие понятия  как город жизни,  город аттракцион, город безопасности, город здоровья. В последнем должны быть созданы условия для  велосипедистов и занятий фитнесом. Главное, чтобы город был заточен на человека.
Познакомился на форуме с одним из лидеров культурной революции в Берненгеме. Культурный переворот произошел там 25 лет назад, когда промышленность ушла из города, а Берненгемцы придумал себе новую судьбу. Человек из Берненгема много спрашивал про Пермь. Ему было все любопытно. Спросил он и про «красных человечков». Они у нас самые знаменитые…
То, что у нас происходит, как меняется город, как про него слышно в мире… давно вызывает неподдельный интерес у иностранцев. Но то, что это вызывает интерес и у Москвы, стало для меня на форуме настоящим открытием. Еще большим открытием стал факт, что Москва собирается идти по какому-то параллельному с нами пути в поисках бренда. Это очень важно.  И, возможно,  что уже в ближайшем будущем Москва изменится: станет  городом для людей.  
 
 

Реклама

комментариев 8

  1. Вряд ли к этому тексту что-нибудь новое добавлю хотя сначала и хотелось написать. На мой взгляд в предыдущем посте о новом катке на месте старого фонтана было написано достаточно. Хочется, чтобы, кто причастен к событиям мастер-плана и Движения в Перми, относился к своим проектам, как к своим детям и продолжал бы их лелеять и опекать даже и после того, как они будут произведены на свет. Если не будет брошенных проектов, как и брошенных детей, то и отношение к ним будет совершенно другим. Ну и естественно публичность, открытость, доступность. В любом случае даже до начала Движения Пермь была более человечней, чем любой другой российский город. Именно по этой причине, как мне кажется, там и стало возможным проводить перемены того, которые делают город местом для людей. Большинство городов, где мне доводилось бывать, работать и жить не созданы для людей. Например, Казань сделана для автомобилей и чиновников, но не для людей.

    • >>>Если не будет брошенных проектов, как и брошенных детей, то и отношение к ним будет совершенно другим.

      Хорошо сказано. Жаль что как минимум уже 2 проекта (новое здание Галереи и Зоопарк) потеряли внимание к себе и заботу.
      Заботы нет, а вот время идет и запущенные процессы, оставшиеся без опекунов, губят все надежды, связанные с Культурным проектом как инструментом навести порядок и достичь лучшего! А проект ведь давно уже не только на бумаге, а еще и в судьбах людей (чем постоянно гордятся и ставят себе в заслугу)! Судьбах искалеченных отсутствием выстроенных механизмов и не состоятельностью отдельных участников, как кажется.

    • Согласен с Вами. Самая большая наша проблема не умение довести дело до конца, т.е. не только создать, но и содержать; и отсутствие приемственности в политике. Будем пытаться это преодолевать

  2. «Главный ресурс в развитии города – человек. Человек и есть инвестор. В город приходит человек, потому что там есть для него условия, работа, возможность жизни, бизнеса… Человек приносит в город свой ресурс, свои деньги… Вместе с налогами, которые человек платит в бюджет, он есть главное богатство своего города. Те города, которые привлекут на свою территорию много людей, и выиграют в конкурентной борьбе за выживание. »

    А какая борьба? Я не борюсь за выживание города. Скажу больше — мне и развитие не нужно.
    Человек не ресурс. Он потребитель ресурсов. Потому что человек есть мерило хорошо/плохо. И никто другой.

    Все города в мире можно разделить по результатам ответа на вопрос — «В интересах ли жителей города (тут название города) увеличение количества жителей (тут название города)».

    На этот вопрос жители разных городов отвечают по разному.
    Если Вы спросите москвича то получите однозначно отрицательный ответ. Разве это не странно?

  3. «Полагаю, что муниципалитет должен отобрать у ГИБДД право на организацию парковок.»
    Отобрал уже.
    Строго говоря у ГИБДД право такого и не было никогда.

  4. «Багота сумела ликвидировать все парковочные места в центре города и круто модернизировала городскую среду.»

    Давняя моя идея:
    Сделать в Перми интернациональную улично — дорожную сеть.
    Наверное бывали во многих городах и видели что города отличаются пространством улиц. Это видят все. Но не все видят что они отличаются принципами организации движения, конфигурациями перекрестков, технических средств организации движения на них. Например в Барселоне — неповторимые перекрестки. он ромбовидные.
    В общем в центре города надо сделать собрание разных кусочков улиц разных городов мира. Именно в области организации движения. Такого — я не видел нигде. Это будет здорово.

  5. поправьте, пожалуйста, не Багота, а Богота. Са́нта-фе-де-Богота́.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: